Если Вам «кажется», что специальная оценка условий (далее — СОУТ) труда проведена не в полном объёме и поэтому Вас лишили некоторых компенсаций, читайте эту статью
ФЗ №426-ФЗ в рамках СОУТ не предусмотрено проведение следующих оценок:
— санитарно-бытового обслуживания (ст. 223 ТК РФ, ст.25 ФЗ №52-ФЗ, п.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания.);
— производственного оборудования;
— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья.
Организации, проводящие спецоценку, некомпетентны в вопросах оценки:
— санитарно-бытового обслуживания (ст. 223 ТК РФ, ст.25 ФЗ №52-ФЗ, п.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания.);
— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений),
— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья и не уполномочены проводить оценку оборудования на предмет его безопасности в рамках СОУТ (в отличии от аттестации рабочих мест по условиям труда), поэтому экспертами организаций, проводящих СОУТ, не оценивается и не оформляется заключение на оценку:
— санитарно-бытового обслуживания (ст. 223 ТК РФ, ст.25 ФЗ №52-ФЗ, п.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания.);
— производственного оборудования;
— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья.
В рамках спецоценки условий труда проводится изучение представленной работодателем документацию на:
— производственное оборудование;
— проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья только с целью выявления на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов.
Оценка средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на предмет их эффективности, исходя из положений ФЗ №426-ФЗ, проводится для целей снижения подкласса вредности в случаях, предусмотренных п. 2 Раздела I Приказа №976н, поэтому данный вид оценки не может быть применён ко всем рабочим местам, на которых предусмотрена выдача средств индивидуальной защиты работникам. Методика оценки, утверждённая Приказом №976н, не применяется в отношении:
1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;
2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;
3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;
4) СИЗ, подлежащих декларированию;
5) СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения N 4 к техническому регламенту.
В подтверждение вышесказанного приводим выписки из статей ТК РФ, ФЗ №426-ФЗ, Приказа №33н, ФЗ №52-ФЗ, в которых упоминается о:
— санитарно-бытовом обслуживании (ст. 223 ТК РФ, ст.25 ФЗ №52-ФЗ, п.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания.);
— производственном оборудовании;
— проектах строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
— характеристиках применяемых в производстве материалов и сырья.
Выдержки из ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 г.
Статья 3. Специальная оценка условий труда
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников
Статья 14. Классификация условий труда
6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Выдержки из Приказа Минтруда РФ №33н от 24.01.2014 г.
II. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:
— технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
— технологической документации, характеристик технологического процесса;
— должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
— деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
— результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.
Выдержка из Трудового Кодекса РФ
Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.).
После прочтения статьи остались вопросы? Звоните по тел. +7 (3452) 28 38 53
Ничиков Игорь Викторович обстоятельно и доходчиво ответит на ваши вопросы.
Мы будем рады сотрудничеству с Вами, посмотрите наши расценки и
проводите специальную оценку условий труда с АНО «ТМЦОТ».
Мы оправдаем Ваше доверие!