Почему важно привлечь к работе по проведению специальной оценки условий труда опытную и профессионально ответственную организацию? - ТМЦОТ

Почему важно привлечь к работе по проведению специальной оценки условий труда опытную и профессионально ответственную организацию?

Важно иметь ввиду, что от правильности оформления результатов СОУТ*, зависит результативность их дальнейшего использования и оценка со стороны контрольно-надзорных органов.

В отличии от аттестации рабочих мест (АРМ), специальная оценка условий труда является инструментом, дающим работодателю большие возможности в развитии и регулировании системы трудовых отношений в области охраны. Прежде всего, это касается оценки условий труда на рабочих местах и корректировки системы компенсаций по условиям труда, учитывающей реальные изменения технологического и организационного порядка на производстве.

Рассмотрим, где используются результаты СОУТ:

1.      Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты.

Если при проведении спецоценки условий труда обеспечивается эффективность применения СИЗ, работодатель получает возможность при оценке условий труда рассчитывать на снижение класса вредности на одну единицу.

2.      Установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Теперь то, что прописано в части гарантий и компенсаций в действующей редакции Трудового кодекса, следует применять по результатам СОУТ в качестве обязательного минимума. Если есть желание увеличить размер компенсаций, можно фиксировать это во внутренних документах организации, к числу которых относится коллективный договор.

3.      Установление дополнительного тарифа страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации с учётом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

4.      Расчёт скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных на производстве и профессиональных заболеваний.

Эти новации  (п.3, п.4 настоящей статьи) позволяют работодателю по результатам оценки условий труда оптимизировать размеры обязательных платежей во внебюджетные фонды за счёт корректировки страховых взносов в пенсионный фонд и Фонд социального страхования РФ.

5.      Обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счёт средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Например, по результатам специальной оценки условий труда можно более точно спланировать приобретение СИЗ по их составу и объёмам за счёт страховых взносов в Фонд социального страхования.

6.      Рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями.

В урегулировании трудовых споров немаловажную часть занимают вопросы условий и охраны труда. Материалы, фиксирующие результаты специальной оценки условий труда, теперь являются основным, если не единственным, аргументом в подобных спорах на стадиях как судебного, так и внесудебного разбирательства.

7.      Определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, и с учётом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объёма и условий их предоставления.

Например, составление списков работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, следует осуществлять прежде всего по результатам специальной оценки условий труда.

Примечание: В статье 8 Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что спецоценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Иногда это пытаются трактовать в том смысле, что для проведения СОУТ следует привлекать только те организации, которые строго соответствуют требованиям статьи 19 указанного выше закона, включая наличие экспертов по специальной оценке условий труда, аттестованных Минтрудом России и включённых в соответствующий реестр.

Следует учитывать наличие в том же законе статьи 27 (Переходные положения), которая допускает выполнять обязанности экспертов по специальной оценке условий труда специалистам, допущенным к работе в испытательных лабораториях (центрах) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, до 31 декабря 2018 года включительно. Подобные моменты следует особенно учитывать при проведении конкурсных торгов, результаты которых могут быть опротестованы в судебном порядке. Причём наиболее досадным будет то, что суд может состояться даже по окончании всех работ. Убытки от этого казуса будут максимальными.

Итак, разберём, каковы же критерии подбора организации, которую можно привлечь к проведению работ по СОУТ:

1.      Наличие уведомительной регистрации в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Проверить, действительно ли указанное выше уведомление можно на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

2.      Действующий аттестат аккредитации испытательной лаборатории на момент заключения договора на проведение специальной оценки условий труда. Проверить, действителен ли аттестат аккредитации испытательной лаборатории можно на сайте Росаккредитации в разделе «Реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров)»;

3.      Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие измерениям при проведении спецоценки условий труда, должны быть перечислены в области аккредитации ИЛ, которая является обязательным приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории;

4.      Обученный кадровый состав по вопросам проведения специальной оценки условий труда (повышение квалификации не реже чем 1 раз в 3 года);

5.      Поверенные средства измерения (поверка осуществляется не реже 1 раза в год);

6.      Наличие в Уставе организации одного из видов деятельности – проведение специальной оценки условий труда;

Организация, проводящая СОУТ может быть членом саморегулируемой организации, иметь сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001, страховкусвоей деятельности, но имейте ввиду, эти требования являются необязательными и могут быть опротестованы в судебном порядке.

P.S.

Тюменский Межрегиональный центр Охраны Труда проводит оценку условий труда с 2005 года и полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным Законом №426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» к организациям, осуществляющим проведение СОУТ.

Своим клиентам АНО «ТМЦОТ» в дополнение к услуге по проведению специальной оценки условий труда предлагает бесплатное обучение членов комиссии по проведению спецоценки условий труда. Данное мероприятие не является обязательным, но мы всегда рекомендуем его проведение своим заказчикам, чтобы защитить результаты работы комиссии от риска их опротестования по причине отсутствия квалификационной подготовки членов комиссии.

— специальная оценка условий труда

Заказать звонок


*Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

[contact-form-7 404 "Not Found"]