Передача СНИЛС работников для целей СОУТ и защита персональных данных
Результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. (п.1 ст.18 ФЗ №426-ФЗ)
Федеральным законом №426-ФЗ предусмотрена передача организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о её проведении, в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, страхового номера индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на рабочем месте, на котором проведена спецоценка. (п.п.в п.2 и п.3 ст.18 ФЗ №426-ФЗ)
Выясним, имеет ли право, организация, проводящая специальную оценку условий труда получать СНИЛС работников для целей передачи их в информационную систему учета. Для этого будем также использовать Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных».
Оператором информационной системы учета является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (п.9 ст.18 ФЗ №426-ФЗ)
Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующий и (или) осуществляющий обработку персональных данных, а также определяющий цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п.п.2 ст.3 ФЗ №152-ФЗ)
Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (п.п. 9 ст.3 ФЗ №152-ФЗ)
Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
— обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных (п.п.5 п.1 ст.6 ФЗ №152-ФЗ)
Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. (п.4 ст.6 ФЗ №152-ФЗ)
В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором. (п.5 ст.6 ФЗ №152-ФЗ)
Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона. (п.8 ст.9 ФЗ №152-ФЗ)
Вывод: Организации, проводящие специальную оценку условий труда, получают СНИЛС не от работников непосредственно, а от руководителя организации, в которую они трудоустроены. А также, поскольку получаемые персональные данные являются обезличенными, необходимости в наличии согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных не требуется. В случае, если СНИЛСы работников не будут предоставлены организации, проводящей спецоценку, передача данных Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда будет невозможна, о чём будет сообщено в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.