От аттестации рабочих мест — к специальной оценке условий труда: проблемы перехода
От аттестации рабочих мест — к специальной оценке условий труда: проблемы перехода
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне бы не хотелось говорить о том, плох или хорош новый закон №426-ФЗ. Потому что на этом этапе нам надо принять его как данность.
Очень важно, что вместо одной статьи в Трудовом Кодексе об аттестации рабочих мест по условиям труда мы получили целый Федеральный закон, посвященный специальной оценке условий труда.
Это действительно большой плюс. Закон прямого действия, содержащий, в т.ч. и определение основных процедур, и требований к организациям, проводящим специальную оценку. Такого у нас до этого не было, и это повысит роль и значимость специальной оценки как инструмента аудита условий труда. Усиление этого инструмента обусловлено, конечно, в первую очередь, увязкой результатов спецоценки и дополнительных страховых тарифов в ПФР, и также увязкой со скидками и надбавками на тарифы ФСС, а в дальнейшем и сами тарифы ФСС будут определяться по итогам спецоценки.
Когда мы говорим о рынке аттестации, мы подразумеваем, что это не классический рынок, где спрос и предложение определяют его основные характеристики. Характеристики такого рынка определяют в первую очередь государственная политики в сфере охраны труда, включая законодательство в этой сфере и систему контрольно-надзорных органов. И, конечно, экономическая выгода от применения аттестации.
К сожалению, сегодня можно констатировать факт, что все эти факторы работают против аттестации. Рынок замер в ожидании спецоценки. Объемы работ по аттестации в последние месяцы упали в 2-3 раза в сравнении с прошлым годом.
Наверное, с точки зрения работодателя – это правильная позиция. Лучше подождать новый инструмент, возможно, он будет более полезным, экономически выгодным. Хотя, уверен, что в ряде случаев, с экономической точки зрения, для работодателя было бы выгоднее провести аттестацию. Это дешевая, доступная и понятная услуга. Специальная оценка условий труда будет более дорогой услугой.
Мы знаем, что от результатов спецоценки будут зависеть с одной стороны пенсионные права работников, и с другой – дополнительные страховые тарифы в Пенсионный фонд. Это то, что касается оценки условий труда списочников.
Очевидно, что недовольных будет много. Как среди работников, чья профессия числилась в списках. Даже, несмотря на то, что фактически условия труда будут признаны допустимыми по итогам спецоценки.
Кроме того, эксперты Пенсионного Фонда будут максимально придирчивы в отношении тех результатов специальной оценки, по которым работодатель убирает дополнительный страховой тариф.
Споры по пенсионным делам могут возникнуть, кстати, и спустя несколько десятилетий после проведения замеров. Это просто как пример.
В этой связи необходимо подчеркнуть – требования к организациям, оказывающим услугу по специальной оценке – фактически будут многократно выше, чем в аттестации. Ошибка может стоить очень дорого. Все придется делать и оформлять идеально.
Существенно меняется рынок услуги. Часть рабочих мест пойдет под декларирование, без замеров. Для работодателя это, на первый взгляд, благо, позволяющее существенно снизить расходы на проведение специальной оценки, и фактически, своеобразный инструмент управления результатами специальной оценки.
Вот хотел бы подчеркнуть – ни в коем случае нельзя этим инструментом злоупотреблять. Если работодатель задекларирует по 2 классу те рабочие места, на которых фактически есть вредности, это может стать проблемой.
Работнику достаточно написать жалобу в ГИТ и проверка обеспечена. Рабочие места на российских предприятиях такие, что фактически вредные и опасные факторы можно найти почти везде. С высокой степенью вероятности результаты декларирования могут быть признаны недостоверными со всеми вытекающими последствиями в виде наложения административного наказания, выдачи предписания о проведении сплошной специальной оценки, исков работников о возмещении положенных им гарантий и компенсаций. И т.д. Поэтому настоятельный совет работодателям – декларируйте только те рабочие места, в которых вы уверены на 100 %, уверены, что там действительно нет никакой вредности. При малейших сомнениях, либо в случае, когда есть определенный уровень социальной напряженности внутри трудового коллектива (по вопросу условий труда), лучше подстраховаться и провести необходимые замеры.
Руководители и специалисты службы по охране труда на предприятиях, у вас появляется конкурент, с которым придется чуть ли не бороться. Это финансовый директор. Который наверняка уже посчитал, сколько предприятие сэкономит денег, если всех списочников выведет во 2 класс условий труда.
Надеюсь, вы сможете убедить коллегу, что это задача не просто финансового подсчета, а гораздо более сложная, конфликтная, и не решаемая таким кавалеристским наскоком. Тем не менее, найдется все же и такая категория работодателей, которая поступит именно таким образом. Коллеги, не становитесь представителями именно этой категории. И готовьте аргументы для финансового директора – почему так делать нельзя.
Мы только начали работать по новому законодательству с 1 января 2014 года. Закон не идеальный. У нас в России идеальных законов вообще не бывает, но давайте к этому относиться спокойно. Многое нам даст правоприменительная практика. Посмотрим, как закон будет работать. Думаю, что разработчики, если увидят явные проколы, вылезшие в ходе практической работы по закону, исправят их.
Это нормальная ситуация.
У нас впереди много работы по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда и социального страхования. Поэтому внесение изменений в федеральное законодательство – это неизбежность.
Президент Некоммерческого партнерства «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»
Федин Виталий Викторович