Можно ли продлевать рабочую неделю, если вредные условия выявлены по итогам аттестации?
Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298 «О применении результатов специальной оценки условий труда и возможности использования результатов аттестации рабочих мест»
Можно ли продлевать рабочую неделю, если вредные условия выявлены по итогам аттестации?
В письме от 21.03.2014 № 15-1/В-298 Минтруд разъяснил некоторые аспекты применения законодательства, связанные со специальной оценкой условий труда и с возможностью вместо нее использовать результаты аттестации.
В статью 92 Трудового кодекса были внесены изменения, согласно которым при некоторых условиях, в том числе при наличии письменного согласия работника, продолжительность его рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю, если условия труда на его рабочем месте отнесены к вредным 3 или 4 степени или опасным условиям труда. Такому работнику при этом положена денежная компенсация. При этом идентификация вредности или опасности условий труда в ТК привязана к результатам спецоценки условий труда. При этом существуют переходные положения, согласно которому ранее проведенная работодателями аттестация рабочих мест по условиям труда действует в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (кроме случаев, требующих внеплановой оценки).
Минтруд с учетом этих норм резюмировал: результаты аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть учтены при изменении установленной работающим с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительности рабочего времени, но не могут повлиять на обеспеченность работника ранее установленными гарантиями и компенсациями. В трудовом договоре указываются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Как следует поступать работодателю — например, заключать ли дополнительное соглашение к трудовому договору, если по результатам очередной аттестации или спецоценки условия труда признаны допустимыми или оптимальными? Кроме того, как указывать в трудовом договоре условия труда, если их спецоценка или аттестация рабочих мест еще не проводилась? На это Минтруд ответил, что «отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях применения трудового законодательства с 1 января 2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда». Упоминаются также и другие аспекты, связанные со спецоценкой и выявлением вредных факторов на рабочих местах.
Вопрос:
Просим предоставить разъяснения по следующим вопросам, связанным с применением норм законодательства о специальной оценке условий труда и аттестации рабочих мест.
1. В соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 3 или 4 степени или опасным, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В соответствии с ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами (ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ).
Возможно ли увеличение продолжительности рабочего времени и установление денежной компенсации в соответствии с ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если им установлена сокращенная продолжительность рабочего времени по результатам проведенной аттестации рабочих мест (а не специальной оценки условий труда)?
2. Если по результатам проведенной аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) признано, что на некоторых рабочих местах отсутствуют вредные или опасные производственные факторы (ранее условия труда на этих рабочих местах были признаны вредными или опасными), то работники не имеют права на предоставление им соответствующих гарантий и компенсаций. Поскольку согласно ч. 4 ст. 219 Трудового кодекса РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Каким образом должны изменяться условия трудовых договоров с теми работниками, у которых по результатам аттестации (специальной оценки) отсутствуют вредные или опасные факторы на рабочих местах? В этом случае необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовому договору по ст. 72 Трудового кодекса РФ (в частности, исключить положения о вредных и (или) опасных условиях труда, а также гарантиях и компенсациях за такую работу, и указать те условия труда, которые выявила аттестация (специальная оценка) (например, оптимальные, допустимые, нормальные))? В случае несогласия работника заключить дополнительное соглашение изменение условий трудового договора производится в одностороннем порядке работодателем (ст. 74 Трудового кодекса РФ)?
3. Согласно абзаца 9 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ сведения об условиях труда на рабочем месте относятся к числу обязательных условий трудового договора с 1 января 2014 года. Правильно ли мы понимаем, что указать в трудовом договоре условия труда на рабочем месте конкретного работника можно только по результатам проведенной специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест – до 1 января 2014 года)? Либо указание этих условий возможно по усмотрению работодателя?
Как указывать в трудовом договоре такие условия, если специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест еще не проводилась?
4. В ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ закреплено, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются только сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 9 части 1 статьи 15, то есть:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) заключение эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Какие именно рабочие места здесь имеются в виду: те, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы (ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ), или те, в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)?
5. С 1 января 2014 года в отношении отдельных категорий граждан, которые имеют право на досрочное назначение пенсии, применяются различные дополнительные тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от класса (подкласса) вредности (опасности). Как определить тариф для уплаты взносов в 2014 году, если в организации в 2013 года была проведена аттестация, по итогам которой условия труда работников признаны вредными (опасными)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 марта 2014 года № 15-1/В-298
Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение по вопросам применения норм законодательства о специальной оценке условий труда и сообщает следующее.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»(далее – Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 г., в статью 92 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) внесены изменения, согласно которым на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда (не более 36 часов в неделю), может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) определен переходный период, согласно которому ранее проведенная работодателями аттестация рабочих мест по условиям труда действует в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Вместе с тем следует обратить внимание, что согласно статье 15 Федерального закона № 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Учитывая изложенное, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть учтены при изменении установленной работающим с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительности рабочего времени, но не могут повлиять на обеспеченность работника ранее установленными гарантиями и компенсациями.
Согласно статье 57 Трудового кодекса (в редакции Федерального закона № 421-ФЗ) в трудовом договоре указываются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях применения трудового законодательства с 1 января 2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ.
По вопросу идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов сообщаем, что согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 426-ФЗ в отчете о проведении специальной оценки условий труда в том числе указываются сведения о рабочих местах, на которых не идентифицированы вредные и опасные производственные факторы.
По вопросу отчислений по дополнительным тарифам страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации сообщаем.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 421-ФЗ результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 421-ФЗ) и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции Федерального закона № 421-ФЗ), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестаций рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Заместитель директора
Департамента условий
и охраны труда
П.С. Сергеев
P.S. Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.