Доклад министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан - ТМЦОТ

Доклад министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан

М.Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые члены правительственной комиссии! Министерством в рамках работы по совершенствованию системы охраны труда в прошлом году была осуществлена подготовка, и сейчас мы находимся на стадии реализации и внедрения норм того закона, о котором Вы сказали в своём вступительном слове, – это 426-й закон о специальной оценке условий труда. Готовя этот закон и выстраивая сейчас эту работу, мы исходим из того, что в принципе ключевым направлением должно быть экономическое стимулирование работодателей и создание неких взаимосвязей, для того чтобы работодатели в связи с некоторыми экономическими либо санкциями, либо преференциями были заинтересованы в улучшении условий труда.

     Что дал этот закон? Во-первых, он позволил привести к единой системе технологию оценки условий труда на рабочих местах. Он разделил эту систему по уровням, введена процедура идентификации и выявления вредных и опасных производственных факторов, когда осуществляется эта работа именно документально, без каких-либо замеров. Я потом на этом ещё немножко подробнее остановлюсь.

     Следующий этап – это именно проведение замеров и распределение затем условий труда по классам риска. У нас никогда раньше не было распределения рабочих мест в связи с оценкой условий труда по классам риска. Введена соответствующая дифференциация. Также новеллой является то, что привлекаются независимые организации специальной оценки условий труда, которые должны быть аккредитованы тоже в стандартном механизме, в стандартном режиме в Росаккредитации. Сейчас таких организаций около 950, в принципе этого недостаточно, нам нужно ещё в этом направлении поработать.

     М.Топилин: «Если работодатель с этого года проводит спецоценку условий труда, то он имеет возможность снизить тариф страховых взносов – это линейка от 0 до 8%».

     Министерство подготовило все необходимые (практически все необходимые) нормативные акты. Буквально несколько дней назад мы внесли ещё три проекта постановления Правительства, и после их выхода в принципе система будет создана. Это вопросы, связанные с формированием единых требований к организациям, проводящим спецоценку условий труда, наличием экспертов соответствующих, лабораторий измерительных и так далее. Это вопросы, связанные с особенностями проведения спецоценки в различных отраслях (подземные работы, воздушные, морской транспорт, медицина). Также мы до 1 августа планируем завершить разработку всех нормативных актов, которые готовятся министерством, приказами министерства. Эта работа тоже будет завершена.

     Когда я говорил об экономическом механизме, это то, что впервые мы связали дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд с классами профессионального риска. Если работодатель с этого года проводит спецоценку условий труда, то он имеет возможность снизить тариф страховых взносов – это линейка от 0 до 8%. Если условия труда будут благоприятными, то работодатель получает возможность, внедряя новые технологии, вообще ничего не платить в Пенсионный фонд за условия труда, соответственно, отсюда возникают пенсионные права. При этом мы сохранили то, что накоплено до этого времени.

     Д.Медведев: У нас будут такие работодатели, которые ничего платить не будут?

     М.Топилин: Конечно. Я думаю, что этот год нам покажет… В прошлом году, когда мы ввели тарифы, только начали (2–4, 4–6), уже работодатели стали более тщательно относиться к тогда ещё не спецоценке, а аттестации, и снижать тарифы. Такая практика есть, я думаю, что она в течение нескольких лет заработает в полной мере. Кроме этого в законе предусмотрена (сейчас работодатели тоже могут применять это) дифференциация не только тарифов по страховым взносам, но и дифференциация различных уровней компенсаций – компенсация по дополнительной заработной плате, компенсация дополнительным отпуском и компенсация сокращённым рабочим временем, тоже по классам риска введена соответствующая градация. И, что очень важно, это была принципиальная согласованная позиция работодателей и профсоюзов, чтобы дать возможность на уровнях трипартизма – в коллективном договоре, в отраслевом соглашении договариваться о возможности замены натуральной льготы некой денежной выплатой. Это бывает очень часто удобно при организации производственного процесса.

     М.Топилин: «Мы очень надеемся на то, что сыграют те поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые дифференцируют правонарушения и, соответственно, ответственность за эти нарушения по охране труда и по проведению спецоценки. Если раньше это была стандартная норма – до 50 тыс. рублей, то теперь мы ввели дифференциацию до 150 тыс. рублей и полагаем, что это тоже будет серьёзным образом влиять на ответственность работодателей за соблюдение условий труда и проведение специальной оценки».

     Также хотел бы сказать, что мы очень надеемся на то, что сыграют те поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые дифференцируют правонарушения и, соответственно, ответственность за эти нарушения по охране труда и по проведению спецоценки. Если раньше это была стандартная норма – до 50 тыс. рублей, то теперь мы ввели дифференциацию до 150 тыс. рублей и полагаем, что это тоже будет серьёзным образом влиять на ответственность работодателей за соблюдение условий труда и проведение специальной оценки.

     И в завершение хотел бы сказать, что сейчас, после поручения, которое дано Президентом по итогам Петербургского экономического форума, мы приступили уже к подготовке законопроекта, который позволит нам определённым образом активизировать работу по спецоценке. У нас был предусмотрен переходный период пятилетний, а так как поручением предусмотрено проведение массированной спецоценки в 2015 и 2016 годах в промышленности, транспорте и связи, нам потребуется некоторым образом поправить закон, чтобы эту работу суметь организовать в более короткие сроки.

     Доклад закончен.  

    Заказать звонок


    *Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

      Заказать звонок

      *Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

        Заказать звонок


        *Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

        Ошибка: Контактная форма не найдена.