В России наконец запрещен заемный труд
В России наконец запрещен заемный труд. По оценкам экспертов, им заняты около трех миллионов человек. Закон на эту тему подписал президент Владимир Путин. Сегодня документ публикуется в «РГ».
Итак, что же такое заемный труд и против чего направлен закон? Как пояснил «РГ» один из авторов документа депутат Госдумы Михаил Тарасенко, речь идет о запрете трехсторонних отношений, когда присутствуют реальный работодатель, формальный работодатель и работник. При этом на такую форму взаимодействия, как аутсорсинг, закон не распространяется. В чем разница?
«Объясню на пальцах. К примеру, вы владелец магазина. И хотите заключить договор со сторонней организацией, что ее работники будут мыть у вас полы. Происходит передача функции, и это называется аутсорсинг. Такая форма разрешена», — поясняет Михаил Тарасенко. По сути, это практически субподряд. Другое дело, если вы заключаете договор о том, что сторонняя организация (например, частное агентство занятости (ЧАЗ) передает вам в аренду группу работников. Зарплату они получают там, но находятся полностью в вашем распоряжении: сегодня моют полы, завтра режут колбасу, послезавтра сидят на кассе, продолжает депутат. И именно «сдача в аренду» персонала будет запрещена.
Почему плохо арендовать персонал? Как отмечают эксперты, причин несколько. Возьмем пример, когда человек числится работником ЧАЗ, а работать направлен на небезопасное производство, скажем, на завод. В результате, во-первых, ему, как формальному работнику «безопасного» агентства, не положены ни дополнительные отпуска, ни компенсации, ни досрочные пенсии, хотя реально человек трудится в условиях, которые все это предполагают. Во-вторых, зарплата у него в этом случае, как правило, ниже, чем у штатных работников завода, выполняющих такой же труд. При этом получается так, что завод перечисляет за его труд агентству, скажем, 15 тысяч рублей, а агентство платит человеку 10 тысяч, остальное идет ему в прибыль.
В-третьих, он не может быть членом профсоюза, а значит, не находится под его защитой. А в случае возникновения несчастных случаев возникают вопросы, кто должен отвечать и выплачивать компенсации: завод, где он реально работал, или агентство, где он числился.
Впрочем, закон не запрещает заемный труд полностью. В нем предусмотрены исключения, когда такая форма занятости допускается. Например, разрешено быть «арендным персоналом» студентам-очникам. Можно взять «напрокат» работника, если штатный специалист находится на больничном. Если компания расширяется, увеличивает объем производства, она также может арендовать дополнительный персонал, но максимум на 9 месяцев и не более 10 процентов от списочной численности работников. Также если семья хочет пригласить няню для своего ребенка, трудовой договор няне будет разрешено заключать с ЧАЗом, а не с семьей.
Вступит закон в силу с 1 января 2016 года. Как рассказал Михаил Тарасенко, отсрочка связана с тем, что в процессе обсуждения документа между представителями работников, работодателей и правительства не был найден компромисс по регулированию труда «прикомандированных» работников.
«Это международная форма трехсторонних трудовых отношений, когда человек работает в одной компании, а его на время отправляют в другую, аффилированную, чтобы он там передал или получил опыт, оказал помощь. Но числится он все это время в «головной» компании, получает там зарплату и социальный пакет», — рассказывает депутат. Для того чтобы такая форма трудовых отношений была легализована в нашей стране, властям придется до 2016 года принимать отдельный закон и в нем уже прописывать все нюансы. Если такой документ не появится, значит, «прикомандированные» тоже попадут под запрет. По словам Михаила Тарасенко, такое условие поставлено во избежание злоупотреблений со стороны работодателей. «Если в развитых странах такая форма существует для разовых случаев, то наши «таланты» очень быстро поставят это «на поток», — говорит он.
При любом раскладе будет запрещено приглашать временных работников на предприятие, если основному персоналу задерживается зарплата, если оно находится в стадии банкротства, если там вредные условия труда, если основной коллектив объявил забастовку. По словам работодателей, дискуссии вокруг закона велись несколько лет. И в документе, который получился на выходе, многие их пожелания учтены.
«Закон четко регулирует трехсторонние отношения между работником и работодателями. В нем предусмотрено, что зарплата «заемному» работнику должна платиться такая же, как и основному персоналу. Приглашенный со стороны работник может участвовать в социальном партнерстве. Запрещено брать нештатных людей на вредные предприятия. Безусловно, это положительные моменты», — говорит управляющий директор управления рынка труда и соцпартнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина.
источник: «Российская Газета»