Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда - ТМЦОТ

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда

С 1 января 2014 года радикально изменилось законодательство в области охраны труда. Вступил в силу новый Федеральный закон №426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда – это мероприятия по идентификации и оценке уровня воздействия гигиенических факторов с учётом применения средств индивидуальной защиты и эффективности применяемых средств индивидуальной защиты. На сегодняшний день СОУТ — единственный инструмент достоверного определения условий труда на рабочих местах.

     Со вступлением в силу нового ФЗ внесены серьёзные изменения в 13 федеральных законов, в том числе в Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, в законодательство по охране труда и пенсионное законодательство.

Важнейшими изменениями, которые вступили в силу с 2014 года, являются:

— переход от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ), что подразумевает единый комплекс мероприятий, главной целью которого является идентификация вредных и (или) опасных факторов производства и трудового процесса. На основании результатов оценки определяются классы и подклассы условий труда на конкретном рабочем месте.

Благодаря СОУТ выявляется степень негативного воздействия вредных факторов на здоровье работников в процессе выполнения ими своих прямых трудовых обязанностей. Мероприятия по СОУТ схожи на мероприятия по аттестации рабочих мест, с той лишь разницей, что аттестация рабочих мест оценивает только рабочее место, тогда как при специальной оценке определяется негативное воздействие производственных факторов на каждого конкретного работника. При этом при проведении специальной оценки в отчёте обязательно указывается СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счёта — того работника предприятия, который на момент проведения оценки выполняет трудовые обязанности на своём рабочем месте. Благодаря этому можно отследить, в каких условиях находился работник в течение своего трудового стажа, что позволит выявить взаимосвязь профессионального заболевания с деятельностью на производстве;

— новые критерии классификации условий труда;

— обязательность проведения СОУТ на всех рабочих местах (кроме надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями);

— введение новой процедуры «идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов», по результатам которой работодатель вправе декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— отсутствие обязательного измерений температуры в помещении офиса в летний и зимний периоды;

— необходимость исследования микроклимата только на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, где есть технологическое оборудование – искусственный источник тепла или холода (за исключением климатического оборудования);

— обязательность проведения измерений опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах, занятых работниками профессии (должности, специальности) которых включены в соответствующие списки, в соответствии с которыми предоставляются компенсации, в том числе и в списки №1 и №2 для льготного пенсионного обеспечения;

— установление дополнительных особенностей оценки условий труда в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности; — новый порядок экспертизы качества СОУТ;

— переход от «списочного» принципа предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда к предоставлению гарантий и компенсаций, в том числе и пенсий на льготных основаниях, по результатам СОУТ ;

— установление размера дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в зависимости от установленного класса условий труда по результатам СОУТ (от 0 до 8%);

— усиление уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда.

У работодателя есть прямая обязанность обеспечить проведение спецоценки. За её непроведение с 2015 года грозит предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 60 тыс. до 80 тыс. руб. для организаций. А за повторное нарушение должностное лицо оштрафуют уже от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо дисквалифицируют на срок до 3 лет. Индивидуальному предпринимателю может грозить такой же штраф либо приостановление деятельности до 90 суток, организации – штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. либо приостановление деятельности до 90 суток.

Спецоценка на рабочих местах, ранее прошедших аттестацию по условиям труда, обязательно должна быть проведена не позднее чем через 5 лет с даты окончания ранее проведённой процедуры аттестации. При этом работодатель вправе провести спецоценку и раньше, не дожидаясь истечения срока действия имеющихся результатов аттестации. В целом, работодатель должен обеспечить завершение спецоценки и подписание отчёта не позднее того дня, когда исполнится 5 лет с даты окончания предыдущей оценки условий труда, чтобы избежать возникновения ответственности за ненадлежащее проведение спецоценки.

Такое серьёзное реформирование законодательства потребует от работодателя, работников, профсоюзных организаций, организаций, проводящих специальную оценку условий труда основательной и заблаговременной подготовки. От того, насколько предприятие подготовится к проведению специальной оценки условий труда, во многом будет зависеть экономика предприятия, компенсации работникам, социальный климат в коллективе.

   Информация подготовлена экспертом АНО «ТМЦОТ» Зульбухаровой М.М.

Заказать звонок


*Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

[contact-form-7 404 "Not Found"]