Система управления профессиональными рисками на предприятии в Тюменской области
Как системы управления профессиональными рисками развивается в Тюменской области

Как системы управления профессиональными рисками развивается в Тюменской области?

В сентябре 2010 года Россией ратифицирована Конвекция МОТ (Международной организацией труда) №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Главная цель документа – защита здоровья работников и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление рисками основных сторон социального партнерства: государства, работодателей и работников.

В декабре 2017 года Россия успешно присоединилась к кампании “Видение ноль” (Vision Zero) или «Нулевой травматизм».

Работа в этом направлении на территории юга Тюменской области началась в мае 2017 года с внедрения системы управления профессиональными рисками в организациях, в которых эта работа не проводилась, а таких оказалось большинство. Начиналась эта работа в небольших организаций с количеством работников до 50 человек, затем интерес к этому вопросу появился у более крупных. Информацию о необходимости и важности информирования работников о существующих профессиональных рисках на их рабочих местах и снижении их уровня работодатели их специалисты по охране труда получали на семинарах, конференциях, круглых столах, проводимых в большом количестве на территории области. Для многих организаций области система управления профессиональными рисками оказалась совершенно незнакомой процедурой, поэтому любая помощь в этом вопросе им была просто необходима.

 

Один из семинаров, проведенный основателем “ТМЦОТ” –

Поперека Галина

Данная работа должна осуществляться при непосредственном взаимодействии с представителями трудовых коллективов организаций, профсоюзов, а также представителями служб охраны труда и работодателя. В процессе оценки профессиональных рисков созданная в организации комиссия по оценке профессиональных рисков, общаясь непосредственно с работниками, изучает последовательность выполняемой ими работы, производственные или должностные инструкции, инструкции по охране труда, документацию на оборудование, с которым они непосредственно взаимодействуют и другие документы. В ходе анализа комиссия максимально точно описывает и моделирует все опасные ситуации, которые могут произойти при выполнении работы, выясняет, почему они могут произойти, задаётся вопросом «А как пострадает работник, если опасная ситуация всё же произойдёт?». Времени на это общение уходит много (не менее 3 часов на одного работника), после чего к работнику приходит осознание того, что наличие опасности – это неотъемлемая часть его работы. Комиссия по оценке рисков, созданная работодателем, описывает опасные ситуации, источник, причины возникновения риска и обсуждает совместно с представителями трудового коллектива вопросы по проведению мероприятий по минимизации последствий либо исключения риска непосредственно в источнике. Кроме общения с работником и его непосредственным руководителем комиссия применяет результаты проведённого в организации поведенческого аудита либо проводит его самостоятельно, чтобы использовать полученные результаты для целей управления профессиональными рисками.

Присутствующий в это время руководитель службы охраны труда, руководитель подразделения, в котором проводится оценка профессиональных рисков, представитель работодателя или непосредственно сам руководитель не всегда дают возможность выявить все возможные опасности, потому, что иногда у них бытует мнение, что у них всё хорошо и ничего с работником не случится, а работник, ощущая присутствия руководителя, не всегда может раскрыться должным образом. Поэтому в самом начале комиссия по оценке профессиональных рисков проводит необходимое консультирование для разъяснения цели проводимой работы и её эффективности. Члены комиссии по оценке профессиональных рисков могут проводить работу, беседуя один на один с работником, после чего происходит дискуссия на тему «Что надо доделать, переделать, чем дополнительно необходимо обеспечить работника, что держать под постоянным контролем, а что надо просто поддерживать на прежнем уровне».

Без взаимодействия с работниками и его непосредственным руководителем, выполнение качественно и на должном уровне данной работы невозможно, так как от их правильных действий от их понимания имеющихся опасных ситуаций и знания, как правильно и безопасно выполнять работу и зависит количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний или их отсутствие.

Оценка профессиональных рисков проводится с целью доведения до сведения работников информации о существующих опасных ситуациях и ознакомления с ними под роспись, а также для того, чтобы разработать план мероприятий для минимизации или устранения существующих рисков, которые могут приводить к возникновению и в дальнейшем несчастных случаев.

Начинать внедрение системы управления профессиональными рисками рекомендуется с подбора необходимой нормативной документации, её изучения и проведения обучения руководителей подразделений и членов комиссии по оценке рисков самой процедуре оценки, о ее роли в общей системе управления охраной труда, в частности возникновении несчастных случаев, вовлечении работников в этот процесс, возложения на них ответственности за соблюдение требований безопасности. Далее разрабатывается методика оценки рисков, которая будет применяться в процессе выполнения работы, положение о системе управления рисками, изучается производственный процесс.

В ходе проводимых опросов работников нередко выясняется, что работники и не подозревали, что при выполнении работы, существует такое количество опасностей и неприятных последствий, обсуждаются  уже произошедшие несчастные случаи и подобные случаи в аналогичных предприятиях, которые закончились очень печально и насколько важна роль самих работников в предотвращении несчастных случаев. Важным результатом работы по оценке профессиональных рисков является то, что работники приходят к пониманию своей ответственности за безопасное выполнение работы, а в случае обнаружения, что коллега ведет себя небезопасно необходимо сделать ему замечание, что сохранит коллеге его жизнь и здоровье. В ходе выполнения работы стороны приходят к взаимному согласию, что безопасность на предприятии – это забота каждого, независимо от занимаемой должности.

В ходе проведения работы возникает понимание главной задачи в достижении уровня нулевого травматизма – это вовлечение всех сторон в эту ежедневную, ежеминутную работу по контролю за соблюдением требований охраны труда самого себя и недопущения небезопасного поведения коллеги, а руководству организации необходимо быть лидером в вопросах безопасности, показывая свою заинтересованность, понимание и неравнодушное отношение. Это и будет ещё одним шагом к формированию культуры охраны труда в организации.

Оформленные результаты оценки профессиональных рисков даются на ознакомление всем работникам организации.

По итогам работы руководители подразделений получают необходимые знания и навыки проведения данной работы, а также приходят к выводу что:

  • необходим перечень опасностей в подразделении, который вывешивается в общедоступном для всех работников месте,
  • необходим контроль со стороны руководства за применением СИЗ, за соблюдением требований безопасности при выполнении работ,
  • необходимо пересмотреть существующие инструкции по охране труда, производственные инструкции,

    а также необходимо провести ряд мероприятий, чтобы исключить риски либо минимизировать их возникновение, провести модернизацию оборудования, закупить и обеспечить работников дополнительными средствами индивидуальной защиты и т.д.

Кроме практической пользы описанных выше мероприятий, работодателям статьями Трудового кодекса РФ 209, 212, 219, «Положением о системе управления профессиональными рисками», утв. Приказом Минтруда №438н от 19.08.2016 г. даётся понимание, что внедрение системы управления профессиональными рисками является для них необходимым и обязательным мероприятием.

Проводимая информационная работа помогает сформировать эффективную модель формирования культуры безопасности в регионе.

Взаимодействие всех сторон социального партнёрства полезно для устранения конфликта интересов работодателя и работников, что очень важно для дальнейшего развития и процветания предприятий. Проводимые мероприятия с участием представителей работодателя и трудового коллектива повышают мотивацию и вовлеченность всех сторон трудового процесса в улучшении состояния охраны труда и помогают достичь нулевого уровня травматизма.

Заказать звонок


*Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Заказать звонок

*Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Заказать звонок


*Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

[contact-form-7 404 "Not Found"]
Авторизация
*
*
Генерация пароля