Статья про риск-ориентированный подход
Риск-ориентированный подход при проверках Роструда и ГИТ
В 2017 году в сфере проверок соблюдения трудового законодательства принят ряд нормативных актов, предусматривающих важные для работодателей изменения. Предлагаем вашему вниманию Обзор, из которого вы сможете узнать о них подробнее.
1. Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере труда
С 1 марта 2017 года в новой редакции действует Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.
Теперь госнадзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.
Что такое «риск-ориентированный подход»?
Риск-ориентированный подход — метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется с учетом отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (часть 2 статьи 8_1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.
Согласно Правилам категория риска, как и класс опасности, устанавливается в зависимости от:
— тяжести потенциальных негативных последствий, которые могут возникнуть при несоблюдении ЮЛ или ИП требований действующего законодательства;
— вероятности несоблюдения ЮЛ или ИП обязательных требований.
Оценка тяжести потенциальных негативных последствий основывается на | ||
| | | | | |
Возможной степени тяжести случаев причинения вреда | Возможной частоте возникновения и масштабе негативных последствий | Трудности преодоления возникших негативных последствий |
При определении данных факторов проверяющими органами среди прочих сведений должна анализироваться информация о ранее проведенных проверках и назначенных административных наказаниях.
Кроме того, Правилами определен и ряд иных особенностей, заслуживающих внимания.
Особенности риск-ориентированного подхода | ||
Деятельность ЮЛ или ИП характеризуется критериями, относящимися к различным категориям риска (классам опасности) | → | Должны применяться критерии, относящиеся к более высоким категориям риска или классам опасности. |
Категория риска или класс опасности не присвоены | → | Объект госконтроля (надзора) относится к низшим категории риска или классу опасности. |
Риск-ориентированный подход в сфере труда
Теперь вернемся непосредственно к риск-ориентированному подходу в сфере труда.
Согласно Положению о госнадзоре в сфере труда отнесение деятельности работодателя к той или иной категории риска должно осуществляться с учетом определенных критериев.
Критерии отнесения деятельности работодателя к категориям риска.
Категория риска зависит от показателя потенциального риска причинения вреда (ППРПВ) ценностям в сфере труда
Охраняемые законом ценности в сфере труда | |
| | | |
Жизнь и здоровье работника | Трудовые права работника, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты и иных необходимых выплат. |
Итоговые значения ППРПВ | |||
1 и более | → | Высокий риск. | |
От 0,99 до 0,75 | → | Значительный риск. | |
От 0,74 до 0,5 | Средний риск. | ||
От 0,49 до 0,25 | → | Умеренный риск. | |
Менее 0,24 | → | Низкий риск. | |
ППРПВ определяется с учетом | |||
1. | Тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований, зависящей от: | ||
1.1. | Потенциального вреда, который может быть причинен ценностям в сфере труда: | ||
1.1.1. | Определяется исходя из численности работников, погибших или пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. | ||
1.1.2. | Значения содержатся в перечне (приложение к Положению о госнадзоре в сфере труда), который должен актуализироваться не реже 1 раза в 3 года. | ||
1.2. | Масштаба распространения потенциальных негативных последствий, который определяется с учетом среднесписочной численности работников. | ||
2. | Добросовестности поведения работодателей, которая определяется на основании индивидуальных коэффициентов, размеры которых зависят от: | ||
2.1. | Числа случаев травматизма. При наличии смертельного несчастного случая, связанного с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска деятельности работодателя должна быть повышена до категории высокого риска. | ||
2.2. | Задолженности по зарплате за предшествующий год. | ||
2.3. | Назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда. | ||
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании статистической и ведомственной отчетности. При отсутствии у работодателя случаев травматизма, задолженности по зарплате и административных наказаний индивидуальные коэффициенты равны 0. |
Пример
N | Характеристики деятельности организации | Значение показателя |
1. | Сфера деятельности: транспортировка грузов. | Пв = 0,85 |
2. | Среднесписочная численность работников: 300 человек. | М = 0,7 |
3. | Несчастные случаи за предыдущий год: 1 тяжелый и 2 легких несчастных случая, связанных с производством. | Кт = 0,6 |
4. | Задолженность по зарплате за предыдущий год: имеется. | Кз = 0,3 |
5. | Административные наказания за предыдущие 3 года: имеются. | Кадм = 0 |
Высокий риск | Р = 1,595 |
Следует отметить, что все необходимые данные для расчетов приведены в Критериях отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска.
Рассмотрим пример подробнее.
Итак, в организации за предшествующий год произошли 2 легких несчастных случая, связанных с производством (Ктл), и один тяжёлый несчастный случай (Ктт).
Следовательно, индивидуальный коэффициент, связанный с травматизмом (Кт), составит 0,6.
Кт = Ктт + Ктл | 0,4 + (0,1 х 2) = 0,6 |
Кроме того, за предшествующий год организация была привлечена к административной ответственности за ряд нарушений трудового законодательства (Кадм) и имеет перед работниками задолженность по зарплате (Кз).
Таким образом, коэффициент устойчивости добросовестного поведения организации (Ку) составит 1.
Ку = Кт + Кз + Кадм | 0,6 + 0,3 + 0,1 = 1 |
В организации работает 300 человек, что позволяет определить масштаб распространения потенциальных негативных последствий (М), который будет равен 0,7.
Поскольку организация осуществляет деятельность в сфере транспортировки грузов, показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда (Пв) для неё составит 0,85, что, в конечном счёте, позволяет вычислить показатель тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения организацией обязательных требований действующего законодательства РФ (Т).
Т = ПВ х М | 0,85 х 0,7 = 0,595 |
Определив показатели потенциального вреда (Пв) и устойчивости добросовестного поведения (Ку), можно найти значение потенциального риска причинения вреда со стороны организации (Р).
Р = Т х Ку | 0,595 + 1 = 1,595 |
Таким образом, деятельность организации в рассматриваемом случае следует относить к категории высокого риска (2 класс опасности), что повлечет проведение плановых проверок в сфере труда периодичностью 1 раз в 2 года.
Периодичность плановых проверок в сфере труда.
Периодичность плановых проверок в сфере труда | |||
Категория высокого риска (2 класс опасности) | → | 1 раз в 2 года. | |
Категория значительного риска (3 класс опасности) | → | 1 раз в 3 года. | |
Категория среднего риска (4 класс опасности) | → | Не > 1 раза в 5 лет. | |
Категория умеренного риска (5 класс опасности) | → | Не > 1 раза в 6 лет. | |
Категория низкого риска (6 класс опасности) | → | Плановые проверки не проводятся. | |
Стоит отметить, что при отсутствии решения государственной инспекции труда (ГИТ) об отнесении к той или иной категории риска деятельность работодателя считается отнесенной к категории низкого риска.
Кроме того, следует учитывать, что в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.
Данный вывод следует из положений части 9 статьи 9 Закона N 294-ФЗ и пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.
Установление и изменение категории риска.
Кто принимает решение об установлении категории риска? | ||
Главный государственный инспектор труда РФ или его заместитель | → | При отнесении деятельности работодателя к категории высокого риска. |
Главный государственный инспектор труда в субъекте РФ или его заместитель | → | При отнесении деятельности работодателя к категориям значительного, среднего и умеренного риска. |
Работодатель вправе запросить сведения о присвоенной его деятельности категории риска.
В течение 15 рабочих дней с даты получения запроса от работодателя ГИТ должна предоставить | |
| | | |
Информацию о присвоенной категории риска | Сведения, которые использовались при определении категории риска |
Кроме того, у работодателя имеется право на подачу заявления об изменении присвоенной категории риска. Требования к форме заявления действующим законодательством РФ не определены.
Вместе с тем заявление должно содержать ряд сведений.
Информация, которая должна быть указана в заявлении | ||
| | | | | |
Полное наименование юридического лица (ЮЛ), ФИО индивидуального предпринимателя (ИП) | Основной государственный регистрационный номер (ОГРН | Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) |
| | |
Место нахождения ЮЛ или ИП | Сведения о присвоенной категории риска и дата принятия решения об отнесении деятельности ЮЛ или ИП к категории риска | Адрес ЮЛ или места жительства ИП (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии) |
Кроме того, к заявлению должны быть приложены документы о соответствии деятельности работодателя той категории риска, на присвоение которой он претендует.
В течение 15 рабочих дней с даты получения заявления от работодателя ГИТ может | |
| | | |
Удовлетворить заявление и изменить категорию риска | Отказать в удовлетворении заявления, сообщив о причинах отказа |
Кто может изменить категорию риска? | ||
Изменение категории риска на более высокую | → | Должностное лицо, уполномоченное на принятие решения об установлении соответствующей категории риска. |
Изменение категории риска на более низкую | → | Должностное лицо, ранее принявшее решение об установлении определенной категории риска. |
О принятом решении работодатель должен быть уведомлен в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.
До 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, Роструд должен размещать на сайте информацию о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.
2. Нормативные акты, соблюдение которых оценивается Рострудом и ГИТ при проведении проверок
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых должно оцениваться при проведении проверок, определен приказом Роструда от 30.12.2016 N 538.
Применительно к сфере охраны труда следует обратить внимание на разделы, посвященные:
— федеральному госнадзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— контролю за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
3. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
Деятельность ГИТ должна быть направлена не только на привлечение ЮЛ и ИП к ответственности, но и способствовать предупреждению (профилактике) нарушений обязательных требований, а также устранению причин их возникновения.
Для указанных целей постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основания для принятия решения о направлении предостережения | |
| | |
1. | Сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий. |
2. | Информация из поступивших обращений и заявлений, авторство которых подтверждено. |
3. | Информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации. |
Условия, при которых возможно направление предостережения | |
| | |
1. | Отсутствие вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ и безопасности государства. |
2. | Нарушения не привели к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не создали непосредственной угрозы их возникновения. |
3. | ЮЛ или ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение обязательных требований. |
В предостережении среди прочих сведений должна быть указана следующая информация | ||
| | | | | |
Требования действующего законодательства РФ, которые необходимо соблюдать | Указания на действия (бездействие) ЮЛ или ИП, которые могут привести к нарушению обязательных требований | Предложение устранить нарушения и обеспечить соблюдение обязательных требований |
| | | | |
Предложение уведомить ГИТ об исполнении предостережения | Срок, в течение которого необходимо направить уведомление об исполнении предостережения |
Следует учитывать, что в предостережении не могут содержаться требования о необходимости предоставления ЮЛ или ИП каких-либо сведений и документов.
Получив предостережение, ЮЛ или ИП вправе | |
| | | |
Направить в ГИТ возражение с обоснованием своей позиции | Принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований |
По результатам рассмотрения возражения ГИТ должна предоставить ЮЛ или ИП ответ по существу заявленных требований.
Важные сроки, касающиеся предостережений | ||
Не более 30 дней | → | Срок, в течение которого (по общему правилу) может быть составлено и направлено предостережение в адрес ЮЛ или ИП. Срок исчисляется с момента получения со дня получения сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований. |
Не менее 60 дней | → | Срок, в течение которого ЮЛ или ИП должны направить в адрес ГИТ уведомление об исполнении предостережения. |
Не более 20 дней | → | Срок, который предоставляется ГИТ, для ответа на возражение, поступившее от ЮЛ или ИП. |
4. Проверочные листы (списки вопросов)
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) должны содержать перечень вопросов, ответы на которые будут однозначно свидетельствовать о соблюдении ЮЛ или ИП обязательных требований, послуживших предметом проверки.
Возможность применения проверочных листов обусловлена | |
| | | |
Типом и характеристиками используемого производственного объекта | Отнесением деятельности ЮЛ или ИП к определенной категории риска или классу (категории) опасности |
В настоящее время форма проверочного листа не утверждена. При этом общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) приведены в постановлении Правительства РФ от 13.02.2017 N 177.
В проверочных листах среди прочих сведений должна быть указана следующая информация | ||
Перечень вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении (несоблюдении) ЮЛ или ИП обязательных требований | Реквизиты НПА, которыми установлены обязательные требования | Поля для внесения ответов на вопросы |
Как следует из части 11_5 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, при проведении проверки с использованием списка контрольных вопросов заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист должен быть приложен к акту проверки.